САША ЛОСЕВА и ВЕРЕСК
Саша Лосева "Два Дня", 2001
"Незнакомый город..." (МР3)
"Перестуки-перезвуки" (MP3)
Пустоцвет "(Долог день...)" (МР3)
"Скрип больного колеса..." (МР3)
Удивительно, насколько архетип "девушки с гитарой" узурпирован Яной Дягилевой.
На сравнение с Яной по непонятной причине обречена практически любая исполнительница авторской песни, дерзнувшая сделать запись своих работ.
Если рассматривать такие сравнения как определенное испытание для "творческой личности", можно сказать, что песни Саши Лосевой такие испытания выдержали с честью. На амбразуры была брошена "Шила Мама Саван", фолк-панк миниатюра с простой электронной драмлинией - такой себе Guilty Have No Pride - выбранная для участия в "даркфолк"-сборнике Полин Квітне. В рецензии на промодиск сборника Wolfsblood, редактор российского Сейда, написал следующее: "Самая веселая песенка на сборнике (...) Девочка мне сразу напомнила Янку Дягилеву - вот только конечно к дарк фолку это имеет весьма опосредованное отношение... Песенка мне просто понравилась, не зависимо от того, дарк фолк это или нет."
На самом деле ничего похожего на Яну на этом диске не наблюдается. В противоположность буйной калейдоскопической дягилевской образности здесь каждая строка плавно течет в двух направлениях - вытекая из предыдущей и возвращаясь в нее же, давая возможность долго и пристально вглядываться в каждую картинку, прежде чем переходить к следующей. Во-вторых, если альбомы Яны цельны и по настроению, и по "месседжу", в конечном итоге монолитны, то "Два Дня" - замечательный именно песенник, где каждая страничка абсолютно не похожа на предыдущие. Даже пресловутый фолк (к которому по двум песням со сборника Сашу теперь будут приписывать) здесь не более чем один из возможных вариантов - есть и романсы, и баллады "под старину", и что-то, напоминающее песни из советских народных кинолент - отвлеченное и неописуемо злободневное одновременно, - и аллитерационные ночные медитации, сами собой в голове заворачивающиеся в бесконечные звуковые кольца. Тексты столь же разнообразны и очень, что называется, intelligent - от трубадурского, что ли, пафоса до мудро-циничных песенок о любви в психологическом разрезе, от туманно-альбионовской метафизики до неожиданных почти личных признаний, короче - от и до, кому что нравится.
Музыкальная сторона альбома - это вообще отдельный разговор. Ни о каких "трех аккордах" и речи быть не может - вместо этого строго определенные и в то же время простые и настроенческие аранжировки, укомпрессованные в многослойную выверенную партию гитары - электро, в акустическом режиме. Такого количества просто красивой музыки на альбомах иных бэндов и наскрести сложно. Короче говоря - по меньшей мере не хуже признанных земляков Саши, кумиров и реформаторов жанра, которых называть здесь не будем. Остается только один вечный вопрос. Почему, собственно, в городе умельцев-электронщиков Одессе нельзя сделать талантливому человеку адекватную запись? Еще одна бытовушная загадка, из тех, на которые ответ где-то рядом...
Вереск "Не Отпускай", 2004
Надоело (МР3)
Зима (МР3)
Любимый Мужчина (МР3)
Не Отпускай (МР3)
До самого своего отъезда в Санкт-Петербург Саша играла и пела в группе, называющейся Вереск.
Если взяться определить Вереск одним словом, то слово это будет трэш поп. Сами же Вереск, засветившись на одесском "готик-метал парти" в аккурат 6 марта 2004 года, определили себя по абсолютному наитию как дарк-фолк. Ограничусь двумя замечаниями в том смысле, что между трэш поп и даркфолком намного больше общего, чем кажется сначала, а если б они такого заявления не сделали, никто бы ничего и не узнал о ряде странных явлений, происходящих в самодостаточном приморском городе.
Скажу сразу самое главное, а потом пущусь в подробный разбор. Безапелляционно заявляю: Вереск - группа замечательная, самобытная и выпадающая из рамок. Прошу это помнить всегда, а теперь дальше.
Добрая половина альбома сделана в фолк-панковом ключе. Звук довольно интересный - акустика (отпроцессированная иногда), электрогитара, бас, табла. Так, по-моему. Поют втроем, иногда по очереди, иногда все вместе. Драйвово. Сильно. Непонятно. Вот, кстати, основной признак - непонятно, как относиться, в какой ящик запихнуть и какую табличку повесить. "Брошены в огонь незаживших ран, не своих сражений". Вот вспомнил, есть такая группа Blood&Sand в России, даркфолк типа. "Стремимся к власти, требуем так много, она так низко, что не слышит ничего". Вот что-то очень похожее, только у тех более спокойно и взвешенно, а здесь сплошной угар и драйв.
Вторая часть - вот именно что поп. Форматный. Красивый. Непритязательный и не вульгарный. Местами даже немножко стебный, мне кажется. Берем Лунофобию и добавляем еще чуть больше вот этой цианидной притворной нежности. "Мы посидим в темноте вдвоем, ты приходи, дождь, и будь с мной".
Две половины альбома довольно условны и плавно переходят одна в другую и обратно. Мне довелось когда-то играть в группе, которая хотела быть вот такой вот. Здесь мы видим людей, которые такие ЕСТЬ. Выпьем за тех, у кого получается. Так же, как и в случае сольника Саши, аранжировки абсолютно законченные и как бы спроецированные на те инструменты, которыми группа пользуется. Запись и сведение на грани. Масса красивых песен, самых разных темпов и настроений.
Одним словом - слушайте. Есть что. На вышеупомянутом сборнике Полин Квітне Вереска нет, так что услышать их можно только здесь в МР3 или достав диск. Для любителей экстрима и культурного терроризма.
Фанарт на тему обоих альбомов сделан вашим покорным слугой. Фотография Светланы Ересовой из Киева.
МР3 (с) Александра Лосева, Вереск. Выложено с разрешения авторов. Страничка () 2005, Дима Даннер, UDFC/Strawberry World. Хостинг www.dark-folk.org.ua